HELLZ zine № 26/2012

Приветствую тебя, Александр! Спасибо, что согласился пролить свет на некоторые подробности из жизни Apraxia. Недавно команде исполнилось 15 лет, и несмотря на то, что официально она больше не существует, ты, наверняка, и сам видишь, что группу не забыли. Ближайшее тому доказательство - выпущенный недавно Tribute to Apraxia. Слышал ли ты его, если да, то хотелось бы услышать твоё мнение по поводу этой компиляции... Есть ли кавера, которые тебя особенно порадовали?

Мои приветствия тебе и тем, кто остается верен однажды выбранному всеми нами Пути. Итак, безусловно, я соглашусь с тобой – наш старый коллектив не только не канул в Лету, но и продолжает свое предназначение, уже фактически не существуя. И это самое главное – ведь в этом и был весь его смысл - не только выразить свое мнение и взгляд на мир, но и дать людям толчок, дать возможность задуматься над происходящим, и принять правильное решение на дороге жизни. Одним из подтверждений этому и служит задуманный, поддержанный и выпущенный инициативными людьми и группами трибьют. Конечно же, я и все бывшие основные участники А. не только слышали данный материал, но и принимали посильное участие в его подготовке и реализации. Своеобразным эпиграфом к данному двойнику послужили строчки одной из наших старых песен. Слова говорят о том, что наш меч поднимут руки тех, кто следует за нами – они оказались пророческими и так и произошло – плеяда молодых групп, вдохновленных нашей музыкой, выросла на нашей Родине и продолжает дело А., как таковой. Также и на ряд групп из других стран наш старый коллектив оказал определенное влияние. Да, конечно, на трибьюте есть ряд очень сильно и качественно сделанных кавер версий, некоторые из которых сыграны даже лучше, чем оригинал. Interior Wrath добавили песне недостающей тяжести, Пярэварацень перевели на родной язык и сделали прекрасную аранжировку одной из самых культовых композиций, Крада поразила скоростью исполнения и прекрасным женским вокалом, Дзяды – совершенно необычной интерпретацией оригинала, Vranorod – амбиентальной версией достаточно тяжелой песни, Lothron – интересным немецкоязычным маршевым исполнением. Хорошие варианты получились у Коло Прави, T.H.O.R, Dying Rose, Дзіўнагор’е, PD SS Totenkopf, Hebrewdead и Asgardreid. Но настоящим гимном группе, композицией, в которую вплетены мелодии нескольких наших песен практически со всех альбомов, я бы назвал работу камерадов из Камаедзiца! В любом случае мы по братски и дружески благодарны всем нашим последователям, всем тем, кто поддержал данное начинание!

По поводу Камаедзицы полностью согласен - великолепнейший кавер! Считается, что Apraxia появилась на рубеже 95-96-ых годов, однако, корни банды уходят еще дальше, в начало 90-ых... Не мог бы ты рассказать, с чего вообще всё начиналось? Кто стоял у истоков тогда еще Death/Grind команды? Были ли в Орше и Витебской Области металлические исполнители, кроме вас?

Коллектив начал первые шаги в конце 95 - начале 96 года, если мне конечно не изменяет память… В начале 90х все основные музыканты имели опыт первой пробы пера в своих собственных проектах, но это были совсем начинающие молодые коллективы, игравшие Thrash и Death Metal. Единственным, некоторым образом засветившимся в прессе и на концертах была Eritrazma – коллектив нашего басиста, в который сначала пришел из своего проекта наш гитарист, а потом и я… Оставшись втроем в итоге и взяв нового барабанщика, мы сменили название и стилистику… Конечно же, мы были не единственным метал коллективом как у себя в городе, так и в области…

В 1995-ом была выпущена первая демо-кассета "Remember About...", которую, с одной стороны, можно считать первой записью Apraxia, с другой - это всё-таки стилистика вашей предыдущей банды "Eritrazma". От чего вышла такая путаница в названиях? Нравится ли тебе сейчас Death Metal?

Да, старый подготовленный материал был выпущен под новым названием, также под ним мы успели дать с этой программой и несколько концертов. Несмотря на изменение стиля, имя группе в очередной раз все-таки менять не стали. Поэтому и осталось прежнее – А., которое само только недавно сменило название Е. На то время мы посчитали его достаточно подходящим. Да, некоторые старые Death Metal группы я периодически прослушиваю и сейчас… Но – их немного и это именно старые группы…

Буквально через год на свет появилась работа "Return To Ancient", обозначившая поворот группы в сторону Pagan Black Folk Metal... Ты, судя по всему, и был тем человеком, который решил взять курс на Языческий Металл со всеми вытекающими... Расскажи, как ты открыл для себя Язычество, что повлияло на твоё тогдашнее мировоззрение (которое, судя по более поздним событиям, немного поменялось/развилось)?

В принципе, верно… Этим человеком был и являюсь я… Рассказывать нужно долго и много – это достойно отдельного автобиографического труда… Становление любого человека, личности, мировоззрения и жизненного пути, я думаю, очень сложно будет описать в нескольких словах в рамках интервью… Что было причиной и что повлияло? Наверное - все, начиная от голоса Родовой Памяти и так называемого юнгианского Коллективного Бессознательного и, как следствие, духовного и морального неприятия этого псевдомира и всего в нем происходящего и поиска чего то другого, до желания не быть просто созерцателем и вложить себя в то, что согласно Вселенским законам является Настоящим и Достойным Путем прохождения этой земной жизни… Хотя все это все равно взаимосвязано и проистекает одно из другого… В любом случае, начиная с первых шагов и до сегодняшних дней, развиваясь и изменяясь в зависимости от полученных знаний, я все иду дорогой постижения той, говоря словами Гвидо Фон Листа, Первоосновы, которая позволит мне выполнить свое предназначение… Язычество? Нужно искать корни всего еще глубже…

Как у вас тогда обстояли дела с концертной деятельностью? Кстати, интересный ход вы сделали в 1997-ом, издав концертное демо "Live in Gardariket", ведь обычно, группы издают концертники уже после выхода полноформатного альбома, а вы наоборот... Что за проект у вас тогда существовал в стиле Industrial-S.A.S.-61?

Концертов было очень много… Порой, мы выступали по нескольку раз в месяц и по нескольку дней подряд в разных местах… С прошествием времени по понятным причинам количество живых выступлений уменьшалось… Концертное демо было выпущено по причине того, что нового материала было уже достаточно много (к примеру, некоторые композиции с него вошли не только в чуть позже вышедший «Гимны Темных Лесов», но и в последующий «Идеология»), а новый альбом еще не был записан – хотелось предоставить многим интересующимся людям новый материал хотя бы в таком виде… Да, проект был… Это был некий милитаристский индастриэл нойз, в котором политическая и радикальная направленность наших идей получила музыкальное выражение… Но он появился в 1994 году, еще до появления А., как таковой… И, к примеру, некоторые тексты, использованные потом в М., также появились до появления А., каковой все ее знают… А видели бы вы логотип S.A.S – 61… Проект даже успел дать пару достаточно нашумевших выступлений… Но далее мы не видели смысла в его развитии… А записи, к величайшему сожалению, видимо не сохранились…

В последующие два года вышли два полноформатных диска "Hymns Of Dark Forests" (с выходом которого вы откыто заявили о своей Правой принадлежности) и "Ideology", на котором на ряду с Pagan тематикой появились и первые открытые заходы в NS... Оба альбома я считаю отличными творениями, однако немного непонятным остаётся почему оба материала страдают техническими огрехами, особенно "Гимны...", которые вроде бы и записаны неплохо, однако микширование просто убивает: ритм гитары сильно заглушены, бас тоже, нормально слышны только барабаны, вокал и соло гитара. Так было задумано специально, или это вина звукорежиссёра? А на "Идеологии" обедню изрядно попортил плоский звук ударных, судя по всему, барабанщик в записи участия не принимал и прописана была драм-машина?

Все нюансы в записи на протяжении всего творчества объясняются просто – мы никогда не имели достаточного бюджета для более качественной работы в студии… Поэтому – делали все, что могли на тот момент… Это , в принципе лаконичный, но полный ответ на поставленный вопрос…

На последней Апраксийной программе "Коловрат" и предшествующему ей мини-альбоме "Кровь и Земля" состав впервые за несколько лет изрядно пошатало: ушли ритм-гитарист и драммер, появился гитарист Дэк, а на мини-альбоме засветилась еще и клавишница Анастасия. Чем были вызваны такие пертурбации? Музыканты не были готовы принять идеологию группы, или что-то еще? Поддерживаете ли вы связь с экс-музыкантами сегодня? Может ты в курсе, играет/л ли кто-то из них в других командах?

Нет, изменения состава произошли не из-за каких-то мировоззренческих разногласий – мы никогда ни от кого не скрывали своих тенденций в определенном плане, и люди шли к нам уже все понимая, да и совсем левых персонажей мы бы к себе не взяли… Просто они были поставлены перед выбором – или более серьезное и ответственное отношение к игре в группе, или наши дороги расходятся… Связь с экс-музыкантами мы поддерживаем, но не со всеми – кто-то ушел в бытовуху, либо пропал из поля зрения, уехал и.т.д… Насчет игры кого-то где-то - не в курсе…

Через пару лет вы сменили вывеску на "Молот", заиграли RAC, однако последний альбом Апраксии "Коловрат" до сих пор исполняется на концертах, более того, на последнем альбоме Молота в акустическом варианте были переиграны главные хиты альбома. Многие признают, что именно "Коловрат" является самым сильном альбомом Апраксии, однако звук на нём, мягко говоря, подкачал. Я не раз сталкивался со своего рода просьбой фэнов к группе переписать альбом с нормальными барабанами и улучшить запись в целом. Не думали ли вы сделать нечто подобное?

По звуку я говорил выше… Переписать его? Ну что ж, если на это будет время и средства – почему бы и нет. Да, переиграв боевики с этого материала в акустическом варианте в М., мы, таким образом, присвоили их также и этому проекту…

За последние 10 лет практически все ваши записи, кроме демок, были переизданы в хорошем CD варианте, однако почти все они были изданы за бугром, да и недавнее долгожданное переиздание "Коловрат" было выпущено аж в Мексике. Почему? Неужели отечественные лейблы не проявляют интерес к вашим альбомам? С Молот ситуация аналогичная, только теперь вы свои альбомы издаёте сами, без посторонней помощи...

Я не знаю почему так происходит, но в принципе мне и все равно… По М. – ситуация не аналогичная. Если на диске нет данных по лэйблу, это не значит, что его издали мы сами… Просто это совершенно другая тема, другая ситуация и кому то значит так было нужно. Дело не в том, кто выпустил листовки – дело в том, что их выпустили, и какой эффект они несут.

Понятно. Как Молот, пару лет назад вы поучаствовали в трибьюте Burzum. Хотя кавер звучит как настоящая Apraxia конца 90-ых - ты снова заскримил, гитары приобрели необходимую сырость... Может есть еще шанс услышать в вашем исполнении новые блэк композиции? Ну и раз уж затронули Burzum, как ты относишься к личности В. Викернеса? Кто-то на вашей фан-странице неплохо пошутил, что раз вы записали его вещь для трибьюта Бурзум, то надо было б и его теперь пригласить на Tribute to Apraxia, хехе.

Для меня было делом Чести участие в посвящении этому человеку/коллективу. Да, мы сделали кавер как можно ближе к оригиналу – так как думаю, что именно в изначальном, не измененном исполнении этих вещей и кроется весь смысл и аура этой музыки. Отсюда, думаю, будет понятно мое отношение к личности автора. Варг был одним из тех, кто собственным примером возжег Огонь, в прямом и переносном смысле, и часть этого Пламени в уже большом Костре продолжает гореть в нас. Человек, личность, мистик и музыкант – я по-братски пожал бы ему руку при встрече! Ну, о существовании нас то он наверное и не знает, да и не это не столь важно и не в этом дело – мы все идем одной дорогой, и для нас нет кумиров – есть Братья-Соратники-Друзья. Будут ли еще композиции в прежнем, Апраксиевском стиле – от М. конечно нет, да и саму А. возрождать мы не видим никакого смысла (хотя достаточно много людей хотели бы этого), но некоторые мысли в этом плане есть – оставлю все в тайне до нужного времени…

Что ж, заинтриговал, надеюсь, ждать придется не долго! Ну и напоследок, поведай, что сегодня у вас происходит, насколько активен сейчас Молот, и активен ли вообще? В каком стиле будет дальнейшее творчество, ведь уже в рамках Молота вы переиграли и RAC , и акустический фолк-рок, и записали блэк кавер, а вашу новейшую вещь "Политзаключенный" я уж и не знаю, к какому стилю отнести...

М. достаточно активен в зависимости от определенной сложившейся ситуации. Я все таки считаю, что все творчество данного проекта находится в стилистических рамках RAC - кавер не в счет, акустические альбомы и песни присущи достаточно многим представителям данной сцены (фолковости у нас добавляет лишь волынка), а последняя выпущенная песня находится в том же направлении, что и последний альбом (добавлен ко всему лишь вистл). Тем более, что добавление фолк инструментов никогда было нам не чуждо, даже в более раннем М. Также и новый, записанный нами недавно материал, который будет носить название «Пагоняй да Новае Эры», готовящийся сейчас к выпуску - это все тот же антидемиургический рок, достаточно тяжелый в этот раз по звучанию. Единственное,что радикально отличает его от прошлых творений – дух фолк и средневековой мелодики и конечно же громадное количество такого рода инструментов. Хюммельхен, средневековая и ирландская локтевая волынки, раушпфайфы и корнамузы, вистлы и маультроммель – все это принципиально отличает данный материал от того, что вообще когда - либо делалось на данной сцене. Также он, думаю, будет интересен присутствием большого количества не моих текстов, а принадлежащих перу великих поэтов прошлого и настоящего. Будет на нем и несколько каверов, некоторые из которых могут удивить наших слушателей. В общем, имеющий уши – да услышит, имеющий мозги - да поймет.

Спасибо за интервью! Твои слова всем тем, кто не забыл ваше творчество спустя все эти годы.

Я благодарю и тебя за неожиданную возможность снова обратиться к людям через страницы вашего журнала – оставайтесь преданными и верными, ведь в этом - наша Честь! Никогда не падайте духом и не сворачивайте с Пути - мы обязательно достигнем задуманного, ибо это уже предрешено, и предрешено не нами! Этот мир обречен самой Природой и Вселенскими законами и в Час Нового Рагнарека ворвавшаяся в него Дикая Охота ведомая Тем, Кто возвращается, во главе Последнего Батальона вместе с нами самими обрушит его стены и на их руинах воссияет Новая Эра... Новая Эра Сыновей Туле!!!